Трехпроцентная сверхдержава

Журнал U.S. News & World Report опубликовал список лучших стран мира за 2018 год. В этом рейтинге Россия поднялась на одну строчку и заняла 26-е место, расположившись между Индией и Таиландом. В рейтинге 80 стран оценивались по девяти критериям, в том числе по темпам роста экономики. По этому показателю Россия заняла 8-е место, в тройке лидеров – Объединенные Арабские Эмираты, Индия и Сингапур. «Ъ» напоминает, как менялось место России и других крупных игроков в мировой экономике.

Все изменила промышленная революция

В 2012 году эксперт JP Morgan Майкл Сембалест опубликовал график, озаглавленный «Экономическая история мира с 1 века н. э.». В основу его анализа легли статистические данные британского ученого Ангуса Маддисона, специализирующегося на макроэкономической истории.

В древние времена благосостояние страны коррелировало с численностью ее населения. Так, в первом году нашей эры на Индию и Китай приходились одна треть и одна четверть населения планеты соответственно и примерно такие же доли в мировой экономике.

После промышленной революции (XVIII-XIX вв.) зависимость от количества работников сменилась зависимостью от развития технологий. В итоге к началу XXI века на США приходилось лишь 5% населения и четверть всего мирового ВВП, а на Азию (без Японии) — 60% населения и 30% ВВП.

Япония, которая перед Первой мировой войной отставала от Восточной Европы, век спустя уже догоняет США. Также впечатляющим является прорыв Китая, который еще в середине XX века по уровню развития соответствовал Африке.

Как Россия провела последние сто лет

По данным Маддисона, ВВП России в 1500 году оценивался в $8458 млн (в тексте и в таблицах исторические оценки приводятся в международных долларах Гири-Хамиса по курсу 1990 года), что соответствовало уровню Германии ($8256 млн) того периода. Для сравнения, ВВП Китая достигал $61 800 млн.

В 1820 году по ВВП на душу населения ($688) Российская Империя значительно уступала США ($1257) и странам Западной Европы ($1204 в среднем по региону), примерно соответствуя среднему показателю по Латинской Америке ($692).

Отставание от ведущих стран Запада по уровню жизни за последний век в целом сохранилось.

Где потеряли

Преимуществом и одновременно недостатком российской экономики принято считать значительные природные ресурсы. Здесь за последние полвека страна в целом сохранила свои позиции, даже учитывая территориальные потери после распада СССР.

По переработке нефти с начала 1980-х Россия опустилась со второго на третье место (7,1%). По производству электроэнергии в 1913 году Россия занимала восьмое место в мире, после Второй мировой уступала только США, а к 2016 году опустилась на четвертое место (4,4%), пропустив вперед Индию и Китай.

Основными отраслями в дореволюционной России были пищевая и текстильная (совокупно чуть менее 70% в валовом выпуске продукции в 1908 году). 100 лет назад Российская Империя производила примерно равное количество зерновых с США и значительно обгоняла их по производству картофеля. В настоящее время лидерство в производстве обеих культур перешло к Индии и Китаю.

В промышленном производстве доля Российской Империи (без Польши и Финляндии) в 1913 году практически в два раза уступала США (13,8% против 26,3%). В послевоенное время обе страны практически сравнялись (21,2% и 19,6% в 1960 году). В XXI веке лидерство перешло к Китаю, а Россия заняла более скромные места в выпуске большинства товаров.

В мировой торговле между Испанией и Словенией

Удельный вес России в мировом экспорте и импорте даже в лучшие годы не превышал 5%. Для сравнения, у США эти показатели на 2016 год составляют 9% и 13,9% соответственно, у Китая — 13,1% и 9,8%. Россия по доле в мировом экспорте находится на уровне Испании, импорта — Словении.

В начале прошлого века в структуре экспорта более половины приходилось на пищевкусовые товары (продукция пищевой промышленности кроме рыбной, мясной, маслосыродельной и молочной) и сырье для их производства, с 1980-х их место заняло топливо и электроэнергия. В структуре импорта в 1913 году преобладало продовольствие (доля — 21%) и текстиль (18%), а с 1960-х лидировали машины, оборудование и транспортные средства (30–40%).

Ольга Шкуренко

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/3466834?from=doc_vrez 

Комментарии

Вы можете оставить свой комментарий, заполнив форму:

Укажите свой телефон или email. Данные не публикуются.