4 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА ВСЕМИРНЫЙ БАНК ОПУБЛИКОВАЛ ОЧЕРЕДНОЙ, 40-Й, ДОКЛАД ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ


Основные выводы

  • Целевой показатель уровня бедности – 6,6% к 2024 году – может быть достигнут в России даже в рамках сценария медленного роста.
  • Перспективы экономического роста в России на 2018-2020 годы остаются невысокими: прогнозные темпы роста составляют от 1,5% до 1,8%. Благоприятным фактором для экономического роста может стать рост цен на нефть выше прогнозируемого уровня.
  • В целом благодаря прочному макроэкономическому фундаменту с относительно высоким уровнем международных резервов (461 млрд долларов США), незначительному объему внешнего долга (около 29% ВВП) и достаточному коэффициенту обеспечения импорта валютными резервами (15,9 месяцев), Россия сможет уверенно выдержать внешние потрясения. 


Краткий обзор

В целом, рост мировой экономики стабилен, однако на фоне усиления торговой напряженности нарастают риски ухудшения ситуации.

Цены на нефть в этом году повысились и остаются волатильными на фоне исторически рекордного уровня добычи нефти в России. В 2018 году средняя цена нефти уже составила 70 долларов США за баррель (что на 33% выше, чем в среднем в 2017 году), а в течение следующих трёх лет ожидается, что она в среднем составит 71 доллар США за баррель.

В первой половине 2018 года темпы роста российской экономики увеличились, чему способствовали уверенный рост мировой экономики, повышение цен на нефть и макроэкономическая политика, обеспечившая стабилизацию. В первом квартале 2018 года рост реального ВВП составил 1,3% к соответствующему периоду предыдущего года, а во втором квартале – 1,9% к соответствующему периоду предыдущего года.

В целом благодаря прочному макроэкономическому фундаменту с относительно высоким уровнем международных резервов (461 млрд долларов США), незначительному объему внешнего долга (около 29% ВВП) и достаточному коэффициенту обеспечения импорта валютными резервами (15,9 месяцев), Россия сможет уверенно выдержать внешние потрясения.

Перспективы экономического роста в России на 2018-2020 годы остаются невысокими: прогнозные темпы роста составляют от 1,5% до 1,8%. Благоприятным фактором для экономического роста может стать рост цен на нефть выше прогнозируемого уровня. Неблагоприятные факторы связаны с возможным расширением санкций и сохранением повышенного уровня геополитической напряженности, что ведет к увеличению неопределенности, ослабляющей внутренний спрос.

Диверсификация экспорта носит ограниченный характер. Начиная с 2014 года, рост российского экспорта, не связанного с энергоресурсами, опережал рост экспорта энергоресурсов, что способствовало диверсификации экспорта. Тем не менее, Россия не смогла добиться значительного прогресса в диверсификации экспорта: в 2017 году на долю нефтегазовой продукции по-прежнему приходилось 59% экспорта товаров и около 25% доходов бюджета; при этом диверсификация происходила в основном за счет активных (а не новых) линеек продукции.

Сформулированная в «майском указе» цель сокращения бедности вдвое к 2024 году вполне достижима. В первой половине 2018 года количество бедных сократилось на 1,1 млн человек в связи с возобновлением роста реальной заработной платы и располагаемых доходов населения на фоне низкой инфляции. Однако уровень бедности остается выше 13 процентов и согласно прогнозу в среднем составит 12 процентов в течение следующих трех лет – что превышает уровень бедности, наблюдавшийся до кризиса, в 2013 году. Целевой показатель уровня бедности – 6,6% к 2024 году – может быть достигнут даже в рамках сценария медленного роста в размере 1,5% в год.

Если говорить о более долгосрочных перспективах, то в результате различных инициатив правительства потенциальные темпы роста российской экономики могут удвоиться, достигнув 3% к 2028 году. Триединая задача сохранения стабильности, удвоения темпов роста и сокращения бедности вдвое может быть выполнена.

  •  Для сохранения стабильности потребуется искусство навигации в условиях возрастающей неопределенности внешней среды и мобилизация дополнительных доходов.
  •  Для удвоения темпов роста в дополнение к увеличению числа рабочей силы через повышение пенсионного возраста, потребуется проведение реформ, направленных на увеличение входящих миграционных потоков, расширения объема инвестиций и ускорения роста СФП. Повышению темпов роста СФП будут способствовать развитие конкуренции и адресные меры, связанные с человеческим капиталом, которые будут направлены на формирование социо-эмоциональных навыков, а также навыков 21-го века.
  •  Для сокращения бедности вдвое потребуется дополнительное – но незначительное – перераспределение от 0,39 до 0,45% ВВП в год посредством социальной помощи и трансфертов. Эта оценка дополнительного перераспределения предполагает повышение адресности помощи с текущего уровня 20% до 60%-70% (что соответствует показателю других стран). 

Комментарии

Вы можете оставить свой комментарий, заполнив форму:

Укажите свой телефон или email. Данные не публикуются.